ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ


ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ.
Взаимодействие педагогов и учащихся в процессе учебной деятельности, профессиональное по целям и задачам; направлено на повышение у обучаемых мотивации овладения предметом, вовлечение их в совместную познавательную деятельность, создание условий для выработки умений, обеспечивающих владение предметом, а также их личностное развитие. П. о. рассматривается как коммуникативная сторона педагогической деятельности преподавателей иностранного языка в соответствии со спецификой данного учебного предмета в единстве практических, общеобразовательных, воспитательных целей обучения языку. Общение учителя с учениками в процессе обучения обеспечивает управление социально-психологическими процессами в коллективе и позволяет максимально использовать личностные особенности учителя. Эффективность П. о. зависит от уровня профессиональных качеств учителя, критериями которого являются:
1) умение работать с людьми, владение высокой педагогической культурой и эрудицией;
2) умение ставить и решать конкретные учебно-воспитательные задачи с учетом индивидуально-психологических и профессиональных интересов учащихся;
3) умение использовать разнообразные методы, формы и средства обучения. Минимальной задачей П. о. является коммуникативный акт, в котором оба партнера по общению реализуют ряд задач педагогического характера. От общения в целом П. о. в обучении иностранным языкам отличается прежде всего высоким профессиональным уровнем владения языком, что позволяет эффективно решать задачи обучения и воспитания средствами изучаемого языка. Целью П. о. является формирование у учащихся мотивированного, целеустремленного отношения к овладению языком как средством общения и профессиональной деятельности. Обучение П. о. осуществляется в двух взаимосвязанных направлениях: теоретическом (осознание студентами целей, содержания и структуры П. о.) и практическом (П. о. в ходе овладения специальностью педагога). Здесь особенно эффективно ролевое поведение в различных ситуациях общения, проведение студентами мини-уроков, обсуждение видеозаписи уроков, овладение минимумом навыков и умений П. о. в процессе педагогической практики, оценка владения студентами навыками и умениями П. о. в результате методического анализа урока (перечень таких навыков и умений содержится в профессиограммах преподавателей языка). Успех педагогической деятельности учителя во многом зависит от уровня сформированности умения общения и педагогического общения. Известны различные приемы формирования педагогического общения учителя:
a) педагогические игры: создаются ситуации, когда один студент выступает в роли учителя, а другие – учеников и «проигрывается» поведение каждого в соответствии с ситуацией общения;
б) проведение фрагмента урока с небольшой группой учащихся с последующим его анализом, на каждом микроуроке, как правило, используется один педагогический прием;
в) просмотр аудио и видеозаписей уроков с их последующим обсуждением и анализом. Объектом наблюдения являются как занятия, проводимые студентами (обычно во время педагогической практики), так и опытными преподавателями. Для оценки урока учащимся предлагается использовать специально составленный перечень вопросов, на которые следует дать ответы в процессе анализа урока (Леонтьев, 1997; Канн-Калик, 1979).

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. . 2009.

Смотреть что такое "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ" в других словарях:

  • Педагогическое общение — Педагогическое общение  профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе.[1]… …   Википедия

  • ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ — специфич. межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в уч. воспитат. процессе. Общение неотъемлемый элемент пед. деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Педагогическое общение — система многофункциональная. Педагог в своей деятельности выступает как источник информации, как организатор коллективной деятельности и взаимо отношений, при этом он развивает детей, обучает их и воспитывает. Оптимальное П. о. такое общение… …   Педагогическое речеведение

  • ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ — формирование сознания, организация деятельности и отношений учащихся; характеризуется целенаправленностью, сознательной постановкой цели, стремлением педагога решить в процессе и в результате общения определенные учебные, образовательные,… …   Профессиональное образование. Словарь

  • Педагогическое общение — специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно воспитательном процессе …   Словарь-справочник по педагогической психологии

  • Педагогическое общение — специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно воспитательном процессе …   Словарь по педагогической психологии

  • Педагогическое общение и педагогическое взаимодействие — В широком смысле слова Пед. О. специфический вид О. преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессах обучения и воспитания), имеющее опр. пед. функции (А. А. Леонтьев); это «система органичного социально психол. взаимодействия педагога и …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Педагогическое общение: конфликт и его виды — Педагогический конфликт (П. к.) столкновение несовпадающих или различно понимаемых педагогом и воспитуемым интересов, целей, позиций, мнений, взглядов, установок, отсутствие взаимопонимания между ними, а также между личностью и коллективом,… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Педагогическое общение: конфликт и способы его разрешения — В зависимости от факторов в поведении конфликтующих различают: 1) конструктивное поведение анализируется и находится причина конфликта, устраняются препятствия, мешающие достижению цели; отыскиваются новые пути достижения цели; 2) защитное… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Педагогическое общение : диалог и его виды — В Пед. О. диалог как обмен репликами, взаимосвязанными по содержанию мыслями суждениями между 2 и более людьми и как высшая форма О. особо важен. В диалоге как сложном речевом комплексе, в состав к рого входят цепи переплетающихся и параллельных… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ» >>